Своей жизни мастер
suum cuique
. . . . . . . . .

Шкатулка с аппликацией из шпона

Шкатулка с аппликацией из шпона

От предыдущих работ остались обрезки шпона. Выбрасывать их не нужно. Они пригодятся для дальнейших декоративных работ и , в частности, для занятий аппликацией. Аппликация выполняется из маленьких кусочков шпона различной формы - квадраты, прямоугольники, треугольники, детали неправильной формы и другие. Их размеры могут быть самыми разными, но для декора предлагаемой нами шкатулки подойдут детали около 3 мм по большой стороне.

Элементы мозаики в одной и той же композиции могут быть неодинаковыми по размеру и форме. Если например, набирается изображение на нейтральном фоне, то элементы, составляющие фон,могут быть крупнее, чем те, что идут на передачу самого изображения.

Внутри изображения элементы мозаики также могут быть разными. Зависимость тут такова - чем меньше деталь в композиции, тем из меньших кусочков шпона она набирается.

Возможности такой разновидности деревянного набора, позволяют декорировать как плоские изделия, так и заоваленные. Мы предлагаем изготовить небольшую шкатулку с крышкой квадратной формы. В ее изготовлении есть свои специфические особенности. Одной из особенностей является то, что шкатулка собирается целиком - корпус с крышкой.

Для корпуса выпиливается четыре заготовки (из многослойной фанеры или из строганных деревянных дощечек) и склеиваются так же, как и в предыдущем случае, когда делался корпус ларца. После высыхания клея кромки коробки шлифуются и к ним сверху приклеивается крышка. Затем делается донышко. Для этого шкатулка переворачивается крышкой вниз. На всех четырех кромках с внутренней стороны выбирается четверть - углубление, равное половине толщины стенки, а по глубине соответствующее толщине трехслойной фанеры, взятой на донышко. Это фанерное донышко вставляется на клею в подготовленное углубление и прибивается мелкими гвоздиками. При таком креплении дна кромки фанеры не будут видны. Шкатулка поворачивается обратно и делится на крышку и основание.

По линии разделения нужно осторожно мелкозубной ножовкой (можно пилой по металлу) распилить шкатулку вдоль по всем четырем сторонам. Такой прием позволяет идеально подогнать размер крышки к размеру основания шкатулки. Места распила надо притереть на листе крупной наждачной бумаги. Если шкатулка выполнена из фанеры, места распила (т.е. соприкасающиеся кромки) необходимо зафанеровать. Если шкатулка сделана из строганных дощечек, фанеровать ее не обязательно.

Далее можно навесить крышку и декорировать собранное изделие или сначала сделать декор, а затем навешивать крышку. У данного вида декоративных работ широкий диапазон изобразительных возможностей - от плоских орнаментальных наборов, напоминающих вышивку крестом, до сложных сюжетных мотивов с передачей объема предметов и пространства. Поэтому в качестве образцов для мозаичных композиций можно обращаться как к произведениям, выполненным в технике смальтовой мозаики, так и к некоторым из образцов вышивки крестом. Что касается сюжетов, то в этой технике создаются самые различные композиции - орнаменты, пейзажи, натюрморты, сказочные и жанровые композиции и др.

Рисунок выполняется в размер аппликации и через копировку переводится на основу. Детали рисунка слегка расчерчиваются в виде сетки. Тем самым определяется расположение элементов набора.

Перед переводом рисунка деревянная основа шлифуется, а после перевода равномерно протирается клеевым раствором. Клей используется тот, которым впоследствии будут крепиться элементы аппликации. Этим приемом создается грунтовой слой на котором прочно закрепляются детали набора.

Вначале шпон нарезается полосками. При этом его удобнее резать по линейке.Ширина полосы равняется величине будущего элемента. Полоски нарезаются поперек волокон, а затем делятся на квадраты или другие фигуры. Заготовленные "впрок" элементы можно собирать в спичечные коробки, рассортировав по цвету.

При создании мозаичной композиции элементы аппликации закрепляются с помощью клея. Наиболее приемлемым для этой цели является поливинилацетатный клей (ПВА). Можно использовать также нитроцеллюлозный клей, клей на основе БФ, канцелярский (силикатный и казеиновый), столярный и другие клеи, быстро отвердевающие при комнатной температуре.

Для прозрачной отделки мозаичной поверхности можно использовать возможные лаки, политуру, восковые мастики.

Для нарезания элементов аппликации используется обычный нож-резак (нож-косячок,косой нож), применяемый для использования наборов в технике маркетри или для резных работ. Можно нарезать детали аппликации и при помощи канцелярских ножниц.

Элементы аппликации переносятся с рабочего стола на поверхность набора остро отточенным шилом. С успехом может быть использован и простейший инструмент - заточенный на острие обыкновенный гвоздь ("семидесятка"-"сотка"). Шляпу гвоздя следует сохранить. В таком виде его удобно держать в руке. Если возникнет желание, можно сделать и более совершенный инструмент - шляпку гвоздя срезать и на это место насадить деревянную ручку. После заточки жало гвоздя или шила не полируют, иначе с него будет соскальзывать наколотый элемент аппликации. Снимать элементы аппликации с гвоздя и прижимать (для приклеивания) их к основе удобно тонкой деревянной палочкой длиной 10-12 см.

Один конец палочки слегка заостряется. Этим концом будет сниматься элемент мозаики. Другой конец следует срезать перпендикулярно к продольной оси. Этой плоскостью можно будет прижимать детали аппликации фону. Очень удобна для этого ручка, отрезанная от засохшей кисточки для клея.

Для шлифования готового набора потребуется наждачная бумага. Для прозрачного покрытия - кисть или тампон. Подбор изображения осуществляется в следующем порядке:

1. На кусочек картона кладут несколько капель клея.

2. Заостренным гвоздем (или шилом) накладывают элемент шпона и его нижней плоскостью касаются капельки клея.

3. Элемент переносят на основу, на соответствующее место; чтобы снять элемент с острия инструмента, его слегка прижимают заостренной палочкой, которую держат в другой руке.

4. Палочку переворачивают и плоским концом прижимают элемент к основе. Затем накладывается и подклеивается другой элемент. Так постепенно заполняется вся композиция.

Приклеивание мозаичных элементов обычно начинают с прокладки внутренних или внешних контуров изображения; затем наклеивается следующий ряд и т.д., пока не будут заполнены все цветовые плоскости композиции. А если аппликацией декорируются стенки шкатулки, то приклеивание кусочков шпона надо начинать с прокладки внешних периметров.

(Когда весь клей будет израсходован, кладут еще одну-две капли. Выливать сразу много клея не рекомендуется, так как работа идет медленно и клей без пользы быстро высохнет).

Элементы могут быть плотно подогнаны друг к другу или иметь просветы фона между собой (в последнем случае возможно предварительное тонирование основы в черный или темно-коричневый цвет).

Выразительность аппликации значительно обогащается, если направление волокон в соседних элементах будут взаимно перпендикулярны. Получается как бы плетеная поверхность или "в лапоть" ("в шашку").

После подбора всей композиции изделие выдерживается несколько дней, после чего лицевая поверхность осторожно шлифуется мелкой наждачной бумагой. Пыль удаляется сметкой, а весь набор покрывается прозрачным слоем лака, политуры или восковой мастики.

Нередко поверхность набора оставляют без шлифовки и прозрачного покрытия, так как матовая шероховатая фактура подогнанных друг к другу кусочков шпона красива сама по себе.

С занятиями аппликацией связаны и определенные сложности, одна из них - это относительно длительный срок выполнения мозаичного набора. Поэтому на начальном этапе освоения технологии аппликации, чтобы не потерять интереса к работе, рекомендуется соблюдать следующие условия:

- применять контрастные породы дерева;

- после шлифования деревянную основу (перед наклеиванием элементов аппликации) надо покрыть черной тушью и высушить; подбор элементов мозаики по темному фону позволяет зримо ощутить результат своей деятельности, повышает эмоционально-эстетическое отношение к работе;

- не обязательно добиваться плотного соединения элементов мозаики; могут допускаться просветы, что не снижает качества работы, но упрощает и ускоряет процесс подбора;

- во время работы можно использовать записи музыкальных произведений - негромкое звучание музыки задает определенный ритм в работе и снимает возникающее напряжение;

- выполнять набор нужно в двоем, время от времени меняясь; взаимная помощь здесь крайне необходима.

Вначале, чтобы приобрести опыт, выкладываются менее ответственные участки - боковые стенки и задняя сторона. А затем набирается крышка и передняя панель.

Аналогичные наборы в истории народного искусства встречаются на крышках столиков для чая, выполнявшихся в XIX в. мастерами села Русское Маклаково Нижегородской области. Весь узор этих столешниц набирался из плотно подогнанных друг к другу и наклеенных на деревянную основу геометрических элементов, сливавшихся в выразительные мозаичные композиции (коллекция таких столиков хранится в фондах Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге).

Если эта техника вам понравилась, то после выполнения шкатулки можно попробовать изготовить еще какие-нибудь изделия на строганой, долбленной или точеной основе (разделочные доски, всевозможные коробочки, декоративные чашечки, стаканы, солонки, тарелки, блюда и т.д.).

Можно, например, изготовить, оформить коробку для слайдов. Формы и размеры их могут быть самыми различными, но с учетом величины рамки диапозитива. Это значит, что высота внутреннего пространства между донышком и крышкой должна быть не менее 51-52 мм, иначе крышка коробки не закроется, так как размеры диапозитивной рамки равны 50x50 мм.

Коробка может быть длинной и узкой в виде пенала (когда слайды укладываются в один ряд), может по форме напоминать шкатулку (если слайды располагаются в несколько рядов). В последнем случае ширина коробки будет зависеть от количества рядов слайдов (а каждый ряд-это 50 мм),от количества и толщины стенок.

Хочется обратить внимание домашних мастеров еще на один вид деревянного набора, который им доступен, интарсию. Так называется техника, когда вставки из одной породы дерева вклеиваются в деревянный предмет другой породы.

Несколько слов из истории одного из народных промыслов, связанных с этим видом декоративно-прикладного искусства. В старину бывало так - попадется на глаза пытливому человеку какой-нибудь материал, и начинает он мастерить красивые вещи. Посмотрит на это сосед и сделает еще лучше. Другие же заинтересуются - так зарождается целый художественный промысел. Так было, например, в Городецком уезде Нижегородской губернии в XIX в., когда попались на глаза мастерам темные стволы дубов, вытащенные из реки Узол местными рыбаками. Стволы распилили, они оказались черно-синего цвета. Настрогали из них дощечек стали вырезать силуэты коней, птиц, всадников и врезать их в серебристые осиновые донца прялок. Темные силуэты фигурок на серебристом фоне, да еще дополненные резьбой и росписью создавали у прях радостное настроение.

А как самим можно сделать изделие с простейшей интарсией? Это не сложно. Найти осиновую дощечку не проблема. За мореным дубом на дно реки нырять не нужно. На дачном участке его можно сделать самим - в ржавую железную бочку, наполненную водой для пива, надо опустить (утопить) или расколотые на пластины дубовые полешки без коры, или несколько плашек (клепок) дубового паркета. Через 2-3 недели дуб почернеет, приобретет суровый синеватый оттенок. Высушенный, распиленный и простроганный дуб может служить материалом для мозаичных вставок в деревянное изделие, созданное из осины, березы, клена, светло-золотистой сосны. Еще большой эффект дает морение дуба в растворе уксуса с брошенными в него ржавыми гвоздями, стальной проволокой и другими ржавыми "железками".

Для мозаичных вставок прекрасным материалом могут служить и дощечки, отпиленные от выкопанных или спиленных стволов и толстых ветвей яблонь, вишен, груш. Это прекрасный поделочный материал. Причем заготовить его можно летом на даче, в деревне, а использовать в работе в долгие зимние вечера.


Реклама на сайте | Карта сайта | О сайте